Сергиевский храм г. Воскресенска - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Книги. Григорий Богослов. Полное собрание сочинений

Представляем Вашему вниманию полное собрание сочинений Святителя Григория Богослова

Скачать "Полное собрание сочинений Григория Богослова" в формате txt (1,1 Мб.)

Скачать "Полное собрание сочинений Григория Богослова в 6 томах в формате pdf (7,99 Мб.)

Скачать с торрента образ диска "Полное собрание сочинений свт. Григория Богослова в 6 томах" в формате html (168 Мб.)

(Для работы с образами потребуется программа Daemon Tools Lite)

Содержание сборников:
 
Жизнь и труды св. Григория Богослова 
Песнопения таинственные
Письма
Послания
Пять слов о богословии. Слова (27 - 31)
Слова (16 - 26)
Слова (32 - 45)
 
Жизнеописание Святителя Григория Богослова
Св. Григорий Богослов (Назианзен) родился около 330 г. в Арианзе. недалеко от города Назианза в Каппадокии, от которого он и получил прозвание Назианзен. Его отец был епископом назианзским. Мать Нонна — очень благочестивой христианкой. Родители дали Григорию блестящее воспитание. Он учился сначала в Кесарии Каппадокийской, а потом в Кесарии Палестинской, где все еще существовала школа, основанная Оригеном. Свое образование он продолжил в Александрии и, наконец, в Афинах, где Григорий встретился и на всю жизнь подружился с Василием Великим. В своей речи на смерть друга он с большим чувством вспоминает годы совместного учения в Афинах:
  Когда же по прошествии некоторого времени открыли мы друг другу желания свои и предмет их — любомудрие, тогда уже мы стали друг для друга все — и товарищи, и сотрапезники, и родные: одну имея цель, мы непрестанно возрастали в пламенной любви друг к другу. В таком расположении простирались мы вперед, имея содейственниками Бога и свою любовь. Нами водили равные надежды и в деле самом завидном — в учении. Но далека была от нас зависть, усерднейшими же делало нас соревнование... Казалось, что одна душа в обоих поддерживает два тела. У обоих нас одно было упражнение — добродетель, и одно усилие — до отшествия отсюда, отрешась от здешнего, жить для будущих надежд... Нам известны были две дороги: одна — это первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям: другая — это вторая и неравного достоинства с первой, вела к наставникам наук внешних. У других бывают иные прозвания, или отцовские или свои, по роду собственного звания и занятия, но у нас одно великое дело и имя — быть и именоваться христианами...(«Слово надгробное Василию,
архиепископу Кесарии Каппадокийской»)
  Григорий крестился, вернувшись домой по окончании своего учения в Афинах. Тогда же он решил предаться аскетическому образу жизни. Вместе с Василием они попытались создать полумонашескую интеллектуальную общину в имении отца Василия. В общину входил также и Евагрий Понтик, ставший впоследствии знаменитым аскетом в Египте. 
  Григорий был утонченным и интеллигентным молодым человеком. Он писал стихи и даже написал свою стихотворную автобиографию. Обладая слабым и несколько капризным характером, он был способен на непоследовательные поступки. Когда в 361 году отец призвал его, чтобы поставить пресвитером, Григорий яростно протестовал. Потом он поддался на уговоры и принял рукоположение, но на следующий же день убежал в горы. В бытность свою пресвитером он прославился по всей Малой Азии как прекрасный оратор и богослов. 
  Тем временем его друг Василий сделался архиепископом Кесарии Каппадокийской и начал борьбу с арианством. Чтобы обеспечить себе поддержку в борьбе с префектом Модестом, который, покровительствуя арианам, исключил из его юрисдикции часть Каппадокии, Василий назначил епископами в различных городах области двух своих братьев и всех друзей-единомышленников. Итак, около 370 г. Василий призвал Григория и предложил ему сделаться епископом. На этот раз Григорий не сопротивлялся и был рукоположен в епископа города Сасимы.
   Согласно правилу, епископ должен был жить в том месте, епископом которого он назначен, и Григорий отправился в Сасимы, но немедленно оттуда уехал. По-видимому, это было действительно весьма непривлекательное место, особенно для такого утонченного интеллектуала. Вот как он описывает Сасимы в своей авто- биографии:
  На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть место обычной остановки проезжих, с которого одна дорога делится на три, место безводное, не произращающее и былинки, лишенное всех удобств, селение ужасно скучное и тесное. Там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия пытки, цепи: а жители — чужеземцы и бродяги. Такова была церковь" в моих Сасимах!(«Стихотворение, в котором св. Григорий пересказывает жизнь свою»)
  Такого рода подробности показывают нам наших святых отцов в их человеческом облике, с их слабостями и недостатками. Если их терпел Господь и даже прославил за их исгинные таланты и добродетели, то, может быть, Он и нам простит наши слабости! 
  Убежав из Сасим. св. Григорий вернулся к своему отцу, который был уже стар и нуждался в помощи для управления епархией. Но уже через год непоседливый молодой человек уехал в Селевкию Исаврийскую, где он намеревался уединиться в монашеском подвиге. Но и тут он пробыл не очень долго. В 378/9 г. друзья призвали его в Константинополь. Хотя в столице в то время преобладало арианство. все же там сохранился оплот православия - небольшая церковь Воскресения -в частном доме, где собиралась маленькая православная община, уцелевшая от гонений арианских императоров. Уже незадолго до своей смерти (в 379 г.) Василий написал Григорию, что эта община нуждается в хорошем, красноречивом пастыре. Григорий принял приглашение и именно там, в скромном храме св. Анастасии (св. Воскресения), прочитал свои знаменитые пять «Слов о богословии», в которых изложены основы учения каппадокийцев о св. Троице. 
  В 381 году к власти пришел император Феодосий I, восстановивший православие и собравший Второй Вселенский собор. Григорий, уже осевший в столице, был признан архиепископом константинопольским. Новая ответственность преобразила его: он неожиданно развивает бурную деятельность, принимает активное участие в церковной жизни и становится одним из ведущих организаторов Вселенского собора. При этом ему пришлось вступить в борьбу с приверженцами староникейской веры (единосущие без трех ипостасей), претендовавшими на главенствующую роль в восстановлении православия на Востоке. Одним из его основных соперников был епископ Петр Александрийский, племянник св. Афанасия Великого и убежденный сторонник никейской веры в ее «старой» формулировке, утвержденной на Первом Вселенском соборе (единосущие без трех ипостасей). Петр считал себя единственно православным и упрекал каппадокийское богословие в компромиссности.
От Антиохии на собор был приглашен епископ Мелетий, друг каппадокийских отцов, разделявший их богословские взгляды. Но в той же Антиохии была староникейская партия, не признавшая Мелетия и возглавляемая епископом Павлином. Петр Александрийский и папа Римский Дамас признавали только Павлина, которого когда-то рукоположил во епископа неразумный ревнитель староникеиства западный епископ Люцифер Каглиарский. 
Григорий предложил избрать председателем собора Мелетия, и это предложение было исполнено императором. Последовал взрыв негодования со стороны Петра, который не признавал ни Мелетия, ни даже самого Григория. Петр самовластно посвятил другого епископа Константинопольского, Максима Циника, разделявшего его взгляды Циником он прозывался из-за его бороды). Таким образом, несмотря на общую победу над арианством, возник раскол между православными. 
  Положение усложнялось тем, что правительство было на стороне каппадокийцев и новоникеиской веры. Император Феодосий выслал Максима Циника из Константинополя, и тот нашел себе прибежище в Риме. Нужно заметить, что Второй Вселенский Собор проходил без участия римских представителей. Западные богословы вообще не признавали учения каппадокийцев и предпочитали старую никейскую формулировку. (Как уже обсуждалось, их понимание учения о трех ипостасях затруднялось тем, что «ипостась» переводилась на латынь как «suhstantia», что в свою очередь мало чем отличалось от «essentia», т.е. «сущность». В латинском переводе учение каппадокийцев выглядело как учение о трех сущностях, т.е. трех богах.) 
Во время собора Мелетий Антиохийский неожиданно умер. Вместо него было предложено назначить председателем св. Григория. Все же оставалось решить вопрос, кого считать законным епископом антиохийским. Ради установления мира, преемником Мелетия было бы естестественно стать Павлину, и именно такой выход был предложен св. Григорием, однако, антиохийцы выбрали другого епископа. Тщетно старался Григорий примирить враждующие партии — на соборе царили нескончаемые раздоры и неразбериха. Некоторые епископы самого Григория стали обвинять в том, что он незаконно присвоил себе константинопольскую кафедру: ведь он был рукоположен в Сасимы, а перемещение епископов с кафедры на кафедру почиталось тогда невозможным. Наконец, св. Григорию все это надоело, и он, исполнившись отвращения, покинул собор и уехал из Константинополя. Сохранились его письма, в которых он выражает негодование и возмущение по поводу безответственного поведения восточного епископата. 
  Григорий удалился на покой на родину в Каппадокию, где умер в 390 г.

Творения св. Григория Богослова
  До нас дошли лишь немногие сочинения св. Григория, но и их достаточно, чтобы включить его в ряды самых блестящих богословов всех времен. 
1. 45 проповедей, из которых наиболее важны №№ 27-31, известные под названием «Слова о богословии». В них обсуждаются проблемы богопознания и учение о св. Троице. Они были опубликованы в 379-380 гг. и принесли ему репутацию и прозвание Богослова. Проповеди написаны в крайне возвышенном стиле и очень сложны по содержанию, так что трудно поверить, что он произносил их устно в церкви. Из других проповедей несколько посвящены различным церковным праздникам и особым случаям. Особенно важно надгробное слово, св. Василию. Одна проповедь направлена против императора Юлиана Отступника. 
2. Поэтические произведения, среди которых мы находим автобиографию св. Григория, несколько стихотворений на смерть друзей и стихи на богословские темы. 
3. Из 243-х писем cв. Григория важны для нас два его письма к Кледонию (№№ 101,102), в которых обсуждается природа Христа с критикой учения Аполлинария Лаодикийского. 
   Влияние св. Григория на богословов последующих времен было огромным. Его произведения едва ли не приравнивались к св. Писанию. Его очень почитал преп. Максим Исповедник. Тексты сочинений Григория использовались гимнографами, и, в частности, наши рождественский, богоявленский и пасхальный каноны — не что кное как перефразированные св. Иоанном Дамаскином отрывки из проповедей св. Григория. Также и на Западе св. Григорий Богослов всегда пользовался большим уважением. Так, св. Фома Аквинский утверждал, что, в то время как у любого отца Церкви можно найти какую-нибудь ересь, у Григория Богослова нет ни одной. (Протопресвитер Иоанн Мейендорф)
 
Мощи Святителя Григория Назианзена
 
 

Назад к списку