Сергиевский храм г. Воскресенска - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Книги. Авва Евагрий Понтийский. Творения

Представляем Вашему вниманию труды аввы Евагрия.

Скачать книгу в формате doc (98 кб.)

Скачать книгу в формате pdf (755 кб.)

Содержание:

Слово о молитве
Слово о духовном делании, или Монах
Умозритель
Умозрительные главы
Мысли
О помыслах
Зерцало иноков и инокинь
1. К монахам, живущим в киновиях и общинах
2. Увещание к девственнице
Послание о вере
 

Евагрий Понтийский (или Понтик)- первый образованный монах в Египте. Он родился около половины 4-го века, в городе Иворе близ Понта Евксинского. Евагрий был современником и другом каппадокииских отцов: во диакона он был рукоположен не кем иным, как самим святым Григорием Назианзином. Так же, как и каппадокийцы, Евагрий увлекался чтением и переводами Оригена, но в то время, как они, покинув уединение своих молодых лет, вернулись в мир и сделались епископами и активными церковными деятелями, Евагрий так и остался диаконом, а впоследствии удалился в Египетскую пустыню, где поселился среди монахов в месте под названием Скит (откуда и произошло нарицательное имя "скит").

В пустыне Евагрий начал свою писательскую деятельность. Ему принадлежит первенство в разработке созерцательно-интеллектуального взгляда на монашескую жизнь. В те времена монахи в большинстве своем неодобрительно относились к образованию и даже писание гимнов полагали чересчур мирским занятием, а для молитвы пользовались лишь "словом Божиим", то есть псалмами. Евагрий же был греком по национальности и мировоззрению, блестяще образованным философом, наследником Платона и его школы. Недавние исследования также показали, что он был последовательным оригенистом. Евагрию необходимо было объяснить свое новое призвание - пустыню, аскезу, целомудрие - в категориях греческой мысли. Естественно, для этого как нельзя лучше подходило Платоновское учение, в котором тело считается темницей души. Авва Евагрий в этом смысле верно следует Оригену.

На Пятом Вселенском Соборе (553 год) Евагрий был формально осужден как еретик вместе с Оригеном, ошибки которого он разделял. В основном он был осужден за свои христологические взгляды. Императорским указом сочинения Евагрия были сожжены. Однако его учение о созерцании и молитве было настолько популярно среди монахов, что часть его писаний все же сохранилась под другими именами и в дальнейшем оказала огромное влияние на духовную жизнь христианского Востока. ( И. Мейендорф "Введение в святоотеческое богословие")

 

Православный кабинет. Книги

Angulus ridet. Книги

Intellectualia. Книги


Назад к списку