Древности. Краковский Октоих 1491 г.
Представляем Вашему вниманию Октоих Швайпольта Фиоля 1491 г.
Скачать отсканированную книгу с торрента (36,2 Мб.)
Октоих - (букв. "Осмогласник", от греч. ’Οκτ?ηχοζ, ?κτ? — восемь, ?χοζ — глас) — богослужебная гимнографическая книга, содержащая последования с изменяемыми песнопениями для подвижных дней седмичного круга богослужения. Каждое последование седмичных дней содержит молитвословия вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для недель (воскресений), кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь последований на каждый из дней седмицы поются на один напев, называемый гласом. Песнопения каждого из дней седмицы посвящены важнейшим аспектам Священной истории. Служба воскресенья посвящена Воскресению Господа. В понедельник — служба в честь небесных чинов бесплотных (ангелов). Во вторник — в честь Иоанна Предтечи. В среду воспоминается предание Господа на смерть. Четверг посвящен св. апостолам и святителю Николаю. В пятницу — воспоминание страданий и крестной смерти Господа. В субботу воспоминаются преподобные, мученики и все святые, совершается поминовение усопших. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми седмиц называется столпом. Создание Октоиха традиция приписывает Иоанну Дамаскину, хотя он был автором только части песнопений (воскресные службы, причем не полностью). Стихиры восточные, утренние тропари, ексапостиларии, троичные каноны воскресных служб принадлежат другим авторам. Среди них — Митрофан, митр. Смирнский (9 в.), Феодор Студит (ум. 826) и его ученик Анатолий. Греческий Октоих в основном сложился к 9 в., когда Феофаном Никейским (ум. 843) и Иосифом Песнописцем (ум. 883) он был дополнен песнопениями на будние дни. Иосифу Песнописцу традиция приписывает окончательное оформление Октоиха в одну книгу. В дальнейшем Октоих дополнялся только отдельными песнопениями, написанными имп. Львом Деспотом, его сыном Константином Багрянородным (10 в.) и игуменом Евергетидского монастыря Павлом Аморейским (ум. 1054). В 13 в. император Феодор Дука Ласкарис прибавил к Октоиху особый канон Богородице, который поется на утрене в праздники великих святых. Среди творцов Октоиха есть и славянские авторы. Кирилл Туровский (12 в.) внес некоторые песнопения в воскресную службу полунощницы. Рукописная славянская традиция представлена Октоих следующих типов: 1. Полный Октоих 2. Шестоднев служебный — воскресные службы 8-ми гласов и седмичные службы на один из гласов (понедельник — 1-й глас, вторник — 2-й и т. д.). 3. Октоих изборный — сборник, в котором песнопения собраны по типу и гласам (т. е. стихиры 8-ми гласов, седальны 8-ми гласов и т. д.). 4. Параклитик — сборник утренних канонов 8-ми гласов (без Богородичных канонов на повечерии). 5. Богородичник — каноны Богородице 8-ми гласов. Древнейшими славянскими печатными изданиями Октоиха являются: Краковское (1491), Черногорское (1495) и Московское (1594). Канонический состав славянского Октоиха был установлен реформой патриарха Никона.
Краковский Октоих 1491 г. напечатан Швайпольтом Фиолем в Краковской типографии. Швайпо?льт Фио?ль (нем. Schweipold Fiol) — основатель славянского книгопечатания кириллическим шрифтом. По происхождению немец из Франконии, католик.
Дата рождения Фиоля неизвестна. Родился он в городе Нойштадт-на-Айше во Франконии. В Кракове появился в 1479 году и вскоре был зачислен в цех золотых дел мастеров. Работал золотошвеем (нем. perlenhaftir).
9 марта 1489 года король польский и великий князь литовский Казимир выдал Фиолю привилей на изобретённую им машину для откачки воды из шахт. Изобретение заинтересовало состоятельного купца и банкира Яна Турзо (1437—1508), владевшего многими шахтами, в том числе свинцовыми рудниками в Олькуше. Впоследствии Турзо вместе с краковским патрицием Яном Тешнаром стали спонсорами типографии Швайпольта.
Для начала книгопечатания было необходимо вырезать подходящий кириллический шрифт. 26 октября 1489 года Фиоль заключил договор с Якобом Карбесом, который обязывался «выгравировать и юстировать буквы русского шрифта». В это же время он отправляется в Нюрнберг, вероятно, для того, чтобы там изготовить пуансоны, для последующего тиснения матриц.
Следующее документальное свидетельство о Фиоле относится к 18 сентября 1490 года: Фиоль обвинил бакалавра Иоганна и Николауса Сведлера из Нойбурга в краже бумаги, хранившейся в его мастерской в Кракове. Те же, в свою очередь, подали на Фиоля в суд за клевету. Доказательств Фиолем предоставлено не было, однако он заявил, что видел кражу собственными глазами. Решение суда по этому делу неизвестно.
Окончательный вариант кириллического шрифта по заказу Фиоля «вырезал для названного Швайпольта некоторое количество литер и передал их во вполне готовом и юстированном виде этому же Швайпольту, а также исполнил другие его поручения» студент Краковского университета Рудольф Борсдорф из Брауншвейга (Ludolfus Ludolfi de Brunszwyczk). Рудольф обязался не изготавливать подобных шрифтов никому, кроме Фиоля, даже самому себе, а также никого не обучать этому предмету. Всего Рудольф выполнил 230 литер и надстрочных знаков.
В своих произведениях издательскую деятельность Фиоля поддерживал живший в 1489—1491 годах в Кракове знаменитый немецкий поэт-гуманист Конрад Цельтис.
Клеймо типографии Швайпольта Фиоля
Всего в Краковской типографии Фиоля было напечатано 4 издания на церковнославянском языке:
«Октоих» (Осмогласник, 1491)
«Часослов» (1491)
«Триодь постная» (1492—1493)
«Триодь цветная» (ок.1491г.)
В «Октоихе» и «Часослове» имеется следующий колофон: «Докончана быс сия книга у великомь град? оу Краков? при держав? великаго короля полскаго Казимира, и докончана быс м?щанином краковьскымь Шваиполтомь, Феоль, из н?мець немецкого родоу, Франкь. И скончашас по божием нарожениемь. 14 съть девятьдесят и 1 л?то».
Так как текст колофона набран без пробелов, возможны несколько вариантов его толкования. Так, например, прочтение «м?щанином краковьскымь Шваиполтомь, Феоль и з н?мець немецкого родоу, Франкь» позволило польскому литературоведу К. Эстрайхеру говорить о том, что издателями были два человека: славянин Святополк и некий немец, родом франк. После того, как были найдены архивные документы о проживании в 1478—1499 в Кракове Швайпольта Фиоля, называвшего себя франком, такое прочтение потеряло всякий смысл. В украинской историографии до сих пор иногда Швайпольта Фиоля называют Святополком из лемков, что не имеет никаких документальных подтверждений.
Известно, что в июле 1491 года Фиоль судился с неким господином Отто из-за денег. 1 августа 1491 года книгопечатник был осуждён и 21 ноября посажен в тюрьму. Фиоль был выпущен под залог в 1000 венгерских флоринов, предоставленным его покровителями.
22 марта 1492 года Фиоль был осуждён, видимо, за еретические высказывания. 27 марта 1492 года мастер был оправдан церковным судом. Возможно, из-за заступничества Яна Турзо перед гнезненским капитулом. 13 января 1492 года архиепископ гнезненский рекомендовал Яну Турзо воздержаться от распространения и печатания русских книг.
Существует версия, что анонимность четвёртого издания («Триоди цветной») Швайпольта Фиоля вызвана запрещением гнезненского капитула на издание книг на кириллице.
С 1502 года жил в сидезском городе Райхенштайне, позже переехал в город Левоча, где занимался горным делом. Последние годы находился в Кракове, живя на пенсию, назначенную ему семейством Турзо. Скончался Швайпольт Фиоль в конце 1525 или начале 1526 года. (По материалам сайта Википедии и сайта Якова Кротова)
Православный кабинет. Древности
Назад к списку