Сергиевский храм г. Воскресенска - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Древности. Краковский Часослов 1491 г.

Предлагаем Вашему вниманию Краковский Часослов 1491 г.

Скачать отсканированную книгу с торрента (263 Мб.)

Часослов  — богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия суточного круга богослужения. Свое название получила от служб суточного круга — Часов. Часослов — книга палестинского происхождения. Состав ее складывался постепенно, и говорить о конкретном составителе этой книги мы не можем, хотя традиция приписывает его составление св. Савве. К 9 в. сформировалась уже в виде близком к современному. На Руси первые Часословы появились, вероятно, вместе с полным комплектом богослужебных книг, переведенных с греческого языка по указанию Феодосия Печерского, при введении богослужения в его монастыре (после 1062). Русских списков Часослова 11 и 12 вв. не сохранилось. Самые ранние русские списки относятся к 13 в. Один из них (РНБ, Q.п. 1.57) сохранился практически полностью и позволяет судить о суточном круге богослужения в 13 в. Студийская литургическая традиция на Руси была представлена многообразными редакциями Типиконов, поэтому русские списки Часослова 13—14 вв. чрезвычайно разнообразны по составу. Одни из них содержат только молитвословия суточных служб (РНБ, Q.п. 1.57), другие содержат еще и дополнительные части (Месяцеслов, службу на Пасху, различные каноны, Апостольские и Евангельские чтения). Особый интерес представляют некоторые новгородские списки кон. 14 в., отражающие позднюю афоно-студийскую (или святогорскую) традицию. Это богослужебные сборники, в состав которых, помимо Часослова, входят и гимнографические книги (Шестоднев служебный, Триодь и Минея), которые могли заменять весь комплект богослужебных книг в течение всего года. Первые русские печатные Ч. были изданы при патриархе Иоасафе (1640) и при патриархе Никоне (1653). В настоящее время в Русской Православной Церкви используют Часослов двух типов: 1) 4. Малый — содержит только неизменяемые молитвословия служб суточного круга богослужения; 2) 4. Великий — кроме неизменяемых молитвословий содержит также часы с междочасиями в навечерие Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу и др.

 Краковский Часослов 1491 г. напечатан Швайпольтом Фиолем в Краковской типографии. Швайпо?льт Фио?ль (нем. Schweipold Fiol) — основатель славянского книгопечатания кириллическим шрифтом. По происхождению немец из Франконии, католик.
 Дата рождения Фиоля неизвестна. Родился он в городе Нойштадт-на-Айше во Франконии. В Кракове появился в 1479 году и вскоре был зачислен в цех золотых дел мастеров. Работал золотошвеем (нем. perlenhaftir).
 9 марта 1489 года король польский и великий князь литовский Казимир выдал Фиолю привилей на изобретённую им машину для откачки воды из шахт. Изобретение заинтересовало состоятельного купца и банкира Яна Турзо (1437—1508), владевшего многими шахтами, в том числе свинцовыми рудниками в Олькуше. Впоследствии Турзо вместе с краковским патрицием Яном Тешнаром стали спонсорами типографии Швайпольта.
 Для начала книгопечатания было необходимо вырезать подходящий кириллический шрифт. 26 октября 1489 года Фиоль заключил договор с Якобом Карбесом, который обязывался «выгравировать и юстировать буквы русского шрифта». В это же время он отправляется в Нюрнберг, вероятно, для того, чтобы там изготовить пуансоны, для последующего тиснения матриц.
 Следующее документальное свидетельство о Фиоле относится к 18 сентября 1490 года: Фиоль обвинил бакалавра Иоганна и Николауса Сведлера из Нойбурга в краже бумаги, хранившейся в его мастерской в Кракове. Те же, в свою очередь, подали на Фиоля в суд за клевету. Доказательств Фиолем предоставлено не было, однако он заявил, что видел кражу собственными глазами. Решение суда по этому делу неизвестно.
Окончательный вариант кириллического шрифта по заказу Фиоля «вырезал для названного Швайпольта некоторое количество литер и передал их во вполне готовом и юстированном виде этому же Швайпольту, а также исполнил другие его поручения» студент Краковского университета Рудольф Борсдорф из Брауншвейга (Ludolfus Ludolfi de Brunszwyczk). Рудольф обязался не изготавливать подобных шрифтов никому, кроме Фиоля, даже самому себе, а также никого не обучать этому предмету. Всего Рудольф выполнил 230 литер и надстрочных знаков.
В своих произведениях издательскую деятельность Фиоля поддерживал живший в 1489—1491 годах в Кракове знаменитый немецкий поэт-гуманист Конрад Цельтис.

Клеймо типографии Швайпольта Фиоля

Всего в Краковской типографии Фиоля было напечатано 4 издания на церковнославянском языке:
    «Октоих» (Осмогласник, 1491)
    «Часослов» (1491)
    «Триодь постная» (1492—1493)
    «Триодь цветная» (ок. 1491)
В «Октоихе» и «Часослове» имеется следующий колофон: «Докончана быс сия книга у великомь град? оу Краков? при держав? великаго короля полскаго Казимира, и докончана быс м?щанином краковьскымь Шваиполтомь, Феоль, из н?мець немецкого родоу, Франкь. И скончашас по божием нарожениемь. 14 съть девятьдесят и 1 л?то».

Так как текст колофона набран без пробелов, возможны несколько вариантов его толкования. Так, например, прочтение «м?щанином краковьскымь Шваиполтомь, Феоль и з н?мець немецкого родоу, Франкь» позволило польскому литературоведу К. Эстрайхеру говорить о том, что издателями были два человека: славянин Святополк и некий немец, родом франк. После того, как были найдены архивные документы о проживании в 1478—1499 в Кракове Швайпольта Фиоля, называвшего себя франком, такое прочтение потеряло всякий смысл. В украинской историографии до сих пор иногда Швайпольта Фиоля называют Святополком из лемков, что не имеет никаких документальных подтверждений.

 Известно, что в июле 1491 года Фиоль судился с неким господином Отто из-за денег. 1 августа 1491 года книгопечатник был осуждён и 21 ноября посажен в тюрьму. Фиоль был выпущен под залог в 1000 венгерских флоринов, предоставленным его покровителями.
 22 марта 1492 года Фиоль был осуждён, видимо, за еретические высказывания. 27 марта 1492 года мастер был оправдан церковным судом. Возможно, из-за заступничества Яна Турзо перед гнезненским капитулом. 13 января 1492 года архиепископ гнезненский рекомендовал Яну Турзо воздержаться от распространения и печатания русских книг.
 Существует версия, что анонимность четвёртого издания («Триоди цветной») Швайпольта Фиоля вызвана запрещением гнезненского капитула на издание книг на кириллице.
 С 1502 года жил в сидезском городе Райхенштайне, позже переехал в город Левоча, где занимался горным делом. Последние годы находился в Кракове, живя на пенсию, назначенную ему семейством Турзо. Скончался Швайпольт Фиоль в конце 1525 или начале 1526 года. (По материалам сайта Википедии и сайта Якова Кротова)

 

Православный кабинет. Древности

Angulus ridet. Древности


 



Назад к списку