Древности. Великолепный часослов герцога Беррийского 15 в.
Представляем Вашему вниманию одну из самых прекрасных книг в истории мировой культуры - иллюстрированную рукопись XV века - "Роскошный часослов герцога Беррийского"
Год: 1410—90-е
Авторы: Братья Лимбург, Бартоломей ван Эйк («Мастер Теней»), Жан Коломб
Жанр: Манускрипт
Издательство: не издан
ISBN: отсутствует
Язык: Латынь
Формат: PDF
Качество: низкое, отсканированные страницы.
Количество страниц: 420
Скачать в формате pdf (20.8 Мб.)
Братья Лимбург, «Мастер Теней», Жан Коломб
Пергамент, гуашь, акварель, позолота. 29×21 см.
«Великолепный часослов герцога Беррийского», иначе Роскошный часослов герцога Беррийского — иллюстрированная рукопись XV века; заказана герцогом Жаном Беррийским миниатюристам братьям Полю, Жану и Эрману Лимбургам в 1410—1411 годах.
Манускрипт переплетён в красный сафьян (XVIII век). Размер переплёта — 300 × 215 мм. Книжный блок состоит из 31 тетради размером 290 × 210 мм, в часослове 206 листов (412 страниц), сгруппированных в пять частей, 66 из них имеют иллюстрации целиком во всю полосу, 65 — малые миниатюры.
Анатомический человек, fol. 14
Каждый пергаментный лист согнут вдвое, образуя два листа и четыре страницы манускрипта. Изначально каждая тетрадь была сложена из четырёх таких двойных листов (кватернион), то есть содержала 16 страниц. До настоящего времени только 20 из 31 тетради остались кватернионами, в остальные либо были добавлены листы, либо из них листы были изъяты. Наличие неоконченных фраз в конце некоторых тетрадей, не имеющих продолжения, также указывает на то, что рукопись сохранилась не полностью. В часослове имеются пустые страницы, как разлинованные, так и не имеющие никакой разметки. Указания-маргиналии для рубрикатора (каллиграфа, выполнявшего заглавия), надписанные на полях тонким пером светло-коричневой тушью, остались нестёртыми, так как работа над рукописью была внезапно прервана.
Манускрипт претерпел значительные изменения в своей структуре и оформлении до того, как был переплетён. При переплёте листы были значительно обрезаны, так что в некоторых местах утрачены элементы растительного декора инициалов и части обрамления некоторых миниатюр в виде архитектурных мотивов. Все развороты листов позднее были пронумерованы карандашом; за несколькими исключениями, номер стоит на правой части. Нынешнее состояние «Великолепного часослова» оценивается как прекрасное. Листы рукописи сделаны из телячьего пергамена высшего качества, вырезаны из средней части кожи, имеют ровные края и лежат без волн и складок. Почти совсем не наблюдаются расплывы чернильных пятен.
Грехопадение и изгнание из Рая, fol. 25v
Анализ миниатюр, их стиля и форм позволил искусствоведу Милларду Миссу, а вслед за ним и хранителю Музея Конде Раймону Казелю сделать предположения о ходе работы над рукописью. Мисс различал 13 различных художников, оформлявших часослов. Новый углублённый анализ рукописи, проведённый научным сотрудником Института изучения истории текстов Патрисией Стирнеман (фр. Patricia Stirnemann), позволил ей определить, что над ней работали 27 мастеров. «Великолепный часослов» не является результатом воплощения заранее разработанной изобразительной программы. В процессе создания манускрипта, уже на первом этапе, претерпел существенные изменения.
Первый этап работ. Братья Лимбург
Раймон Казель предполагает, что братья Лимбург приступили к работе над часословом около 1410 года. Патрисия Стирнеман находит в одном из текстов доказательство, что начало работы над рукописью следует отнести только к 1411 году. В Литании всем Святым упоминается святой Альберт, по мнению Стирнеман, это Альберт Трапани. Его канонизация состоялась лишь в 1476 году, но члены ордена кармелитов, созданного в 1411 году, почитали этого сицилийского религиозного деятеля. Рукопись, таким образом, является первым свидетельством почитания Трапани.
Лист (fol.) 71 verso (левая сторона): «Процессия св. Григория»
Основная часть манускрипта была создана между 1412 и 1416 годами братьями Лимбург — Полем, Жаном и Эрманом. Они, по-видимому, сначала работали в замке Бисетр, к югу от Парижа, а затем в роскошном доме, предоставленном Жаном Беррийским в Бурже. Они не иллюстрировали в то время другие манускрипты и могли в полной мере сосредоточить свои усилия на создании миниатюр для часослова.
Сам текст, заглавные буквицы, маргинальные декорации и позолота, скорее всего, выполнены другими мастерами, имена которых по большей части не сохранились. Работа над книгой была прервана: братья, как и их заказчик герцог, скончались в 1416 году, вероятно, во время эпидемии чумы1. На этапе, когда братья Лимбург работали над рукописью, ими было выполнено 65 миниатюр. Именно 1416 годом датируется первое упоминание манускрипта в источниках: в инвентаре, составленном после смерти герцога Беррийского, он описан как множество несшитых тетрадей «одного очень богато украшенного часослова, расписанного Полем [Лимбургом] и братьями его», хранящихся в коробке. «Великолепный часослов» был оценён довольно низко (в 500 турских ливров), так как рукопись не была завершена и переплетена.
Жан Коломб
Стилистические отличия в миниатюрах часослова впервые были замечены герцогом Омальским. Точной датировке иллюстраций художника помогло изображение в обрамлении миниатюры со страдающим Иисусом коленопреклонённой супружеской четы. По гербам, размещённым в нижней части миниатюры, было определено, что это Карл I Савойский и его жена (с 1485) Бланш де Монферра. Скончался Карл Савойский в 1490 году, поэтому создание второй группы миниатюр часослова отнесли к периоду 1485—1490 годов. Имя художника помогло установить сходство этих миниатюр с миниатюрами «Иллюстрированного Апокалипсиса», хранящегося в Эскориале. «Апокалипсис» выполнил в 1482 году для Карла Савойского Жан Коломб. Согласно записи в расходных книгах герцогов Савойских от 31 августа 1485 года Жан Коломб получил 25 золотых талеров за иллюстрации «определённых канонических часов» — исследователи не сомневались, что речь шла о «Великолепном часослове». Так было установлено имя художника, продолжившего работу братьев Лимбург.
Жан Коломб. «Самоубийство Иуды». Fol. 147v (левая сторона 147 листа)
Коломб, скорее всего, находился под влиянием одного из самых талантливых миниатюристов того времени — Жана Фуке, но обладал собственным художественным почерком. Черты лиц персонажей на миниатюрах часослова, вышедших из мастерской Коломба, «более жёсткие и чётко выявленные». Большие иллюстрации обрамлены богато декорированными архитектурными мотивами в виде мраморных или позолоченных колонн. Действие разворачивается на фоне впечатляющих многоплановых пейзажей с далями, тающими в голубой дымке.
Коломбу приписываются 23 из 66 больших миниатюр часослова. Художник работал над листами, размеченными ещё на первом этапе создания часослова (до 1416 года). Иногда, чтобы увеличить поле большой миниатюры, Коломб закрашивал текст (две колонки по три-четыре строки), размещённый снизу, перенося его в другое место в сокращённом варианте. Для некоторых миниатюр Коломб делил лист на две части — верхнюю бо?льшую и нижнюю меньшую со сценой, контекстно связанной с основной композицией.
«Мастер Теней» или «Промежуточный мастер»
До 1975 года миниатюры часослова приписывались либо братьям Лимбург, либо Жану Коломбу. Однако итальянский искусствовед Лучано Беллози предположил, что был ещё один, «промежуточный», этап в работе над «Великолепным часословом». Его гипотеза, принятая и другими историками искусства, основывалась на том, что персонажи некоторых миниатюр, до сего времени считавшихся полностью выполненными братьями Лимбург, одеты по моде середины XV века.
«Декабрь»
Авторство братьев Лимбург в миниатюрах «Декабрь», «Октябрь», частично «Март», «Июнь» и «Сентябрь» было отвергнуто. Соглашаясь с Беллози, искусствовед Эберхард Кёниг (нем. Eberhard König) обратил внимание на то, что архитектурные комплексы, изображённые на некоторых миниатюрах календарного цикла, «демонстрируют достижения более поздней архитектурной техники». А Казель и Ратхофер (нем. Johannes Rathofer) отметили, что миниатюры «Январь», «Апрель», «Май» и «Август» принципиально отличаются по тематике от других миниатюр календарного цикла: если первая группа изображений посвящена придворной жизни, то вторая обращается к традиционным «календарным» мотивам — сезонным крестьянским работам. Немаловажная деталь — в четырёх календарных миниатюрах, приписываемых братьям Лимбург, остались незаполненными астрономические данные в верхних полукружиях, а в миниатюрах из второй группы они приведены полностью.
Изображения замков, приписываемые в настоящее время «Промежуточному мастеру», объединяет то, что все они — дворец Сите, Лувр, Венсен, Лузиньян и Пуатье после 1437 года, то есть примерно в то время, когда он работал, принадлежали Карлу VII.
«Март»
Вопрос о том, кто был «Промежуточным мастером», остаётся открытым. Если часослов после смерти герцога Беррийского находился во владении короля Франции, им мог быть один из художников, работавших для Карла VII. Кёниг находит в манере «Промежуточного мастера» сходство с художником, иллюстрировавшим «Книгу о свойствах вещей» (Livre de la propriete des choses, Национальная библиотека, Париж) и входившим в окружение Рене Доброго, а Беллози — с мастером, работавшим над «Книгой о сердцах, сгорающих от любви» (Вена, Австрийская национальная библиотека, № 2597). Некоторые исследователи приписывают миниатюры «Промежуточного мастера» Бартелеми д’Эйку, другие, например Кэтрин Рейнольдс, для которой стиль художника, работавшего над часословом, не совпадает с манерой Бартелеми д’Эйка, не согласны с этой атрибуцией.
19-20 вв.
Впервые часослов был описан в 1857 году искусствоведом Берлинской библиотеки Густавом Ваагеном. В 1884 году директор Национальной библиотеки Франции Леопольд Делиль провёл его первое научное исследование. В каталоге рукописей Шантийи, подготовленном самим герцогом Омальским и вышедшем в 1900 году, «Великолепный часослов» удостоился отдельного очерка. В 1903 году вышло посвящённое часослову исследование профессора Гентского университета Жоржа Юлена де Лоо (нидерл. Georges Hulin de Loo), в котором автор предвосхитил некоторые атрибуции, предложенные позднее Лучано Беллози. В том же 1903 году Поль Дюрье сравнил «Великолепный часослов» с «Бревиарием Гримани», и выдвинул гипотезу о том, что часослов побывал в Нидерландах, а миниатюры его календарного цикла оказали влияние на развитие фламандской книжной миниатюры. В 1904 году Дюрье повторил свою гипотезу в монографии, посвящённой большим миниатюрам часослова. В книге Дюрье были опубликованы чёрно-белые репродукции миниатюр часослова.
В 1940 году вышли в свет цветные репродукции календарного цикла, а в 1943 году — миниатюры со сценами из жизни Иисуса. В цвете все миниатюры часослова были воспроизведены в 1969 году.
В настоящее время манускрипт хранится в Музее Конде в Шантийи (Франция).
Поместье Шантийи располагается всего в пятидесяти километрах от Парижа. Великолепный замок Шантийи, славящийся своими роскошными парками и чудесными фонтанами, привлекает множество туристов. Но замок снискал себе славу не только прекрасной архитектурой и богатой историей, здесь также располагается музей Конде, который по праву считается одним из богатейших французских музеев.
В Шантийи можно добраться:
поездом с Северного вокзала (Gare du Nord)
Отправление: примерно каждые полчаса
Время в пути: 25 мин
Стоимость билета в один конец: 8-10 евро
На машине: национальная дорога N16 или автобан A1, выход Survilliers, далее N17, направление La Chapelle-en-Serval и департаментальная дорога D924A
Замок Шантийи открыт для посещения:
с 15 марта по 15 октября с 10.00 до 18:00
с 16 октября по 14 марта с 10:30 до 17:00
Обеденный перерыв: с 12:30 до 14:00, выходной: вторник.
Тариф на посещения замка, парка и музея : 13 евро
Тариф на посещение замка и музея лошади: 20 евро
(по материалам Википедии)
Angulus ridet. Древности
Православный кабинет. Древности
Назад к списку